Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории

      На современном этапе развития педагоги и детской психологии, как науки, в связи инновациями, введением ФГОС ДО вопросы художественно- эстетического воспитания и развития актуальны, как для педагогов, родителей, так и для социума. Но для того, чтобы разобраться в современном моменте, необходимо обратиться к теории развития отечественной психолого- педагогической науки.

      На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В.М.Бехтерева, П. П.Блонского, Л.С.Выготского, П.Ф. Каптерева. Они создали теоретическую основу для построения системы музыкального воспитания в советский период, но их идеи звучат весьма актуально и сегодня.

      Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В.М.Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. В.М.Бехтерев одним из первых поставил и вопрос о создании «детской воспитательной музыки». Он полагал, что правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.

      Л.С. Выготскому принадлежит концепция психологии искусства. Он считал, что искусство «уравновешивает» человека с окружающим миром в самые критические и ответственные моменты его жизни. Ученый уделял большое внимание проблеме воспитательного значения музыки, пытался преодолеть характерные для того времени взгляды на искусство как на самоцель, а эстетическое образование как имеющее ограниченное назначение. По мнению Л. С. Выготского, перед эстетическим воспитанием должны стоять такие задачи, как воспитание творчества, профессиональное обучение техническим навыкам искусства и развитие эстетического суждения, которое проявляется в умении воспринимать и переживать произведения искусства. Так же, как и В. М.Бехтерев, он был убежден в том, что творческую личность можно обнаружить уже в раннем детстве.

      Л.С. Выготский предлагал создать систему эстетического воспитания детей, которая должна исходить из того, что каждый ребенок наделен определенной степенью одаренности, имеет творческие возможности, а воспитание должно сохранить и развить их.

      Необходимость формирования творчески активной личности, способной к преобразованию мира, отстаивал и П.П.Блонский. В основе его эстетической теории лежит убеждение: человек должен быть не только созерцателем, но и творцом эстетических ценностей. В труде «Память и мышление» Блонский очерчивает путь возникновения творческих проявлений. Основополагающим фактором является способность нервной системы к воспроизведению чувств, которые благодаря моторному и сенсорному восприятию проявляются в зрительно-слуховых образах (образы-схемы, помогающие проявлению творческой фантазии, и образы-фрагменты, представляющие в воображении картины этих образов). П.П. Блонский считал, что воображение само по себе еще не творчество, а лишь репродукция определенных образов. Творчество проявляется тогда, когда субъект становится в определенное отношение к этим образам. В развитии воображения существенную роль играют память и мышление. Память дает возможность припоминать эмоциональные образы, а мышление делает это припоминание осознанным. Развитие воображения идет по такой схеме: простая автоматизированная репродукция, спонтанное фантазирование и, наконец, преднамеренная репродукция в творческом воображении. Лишь зная психологические механизмы воображения, можно, по мнению П.П. Блонского, перейти к организации эстетического воспитания, базирующегося на формировании эстетической привычки и обучении технике творчества посредством занятий детей в рисовальных и музыкально-вокальных студиях. В вопросах музыкального воспитания П.П. Блонский предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, «от учащегося, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством, к пению и через пение к музыке». Для развития творческих проявлений им предлагались: слушание лучших образцов музыкальной классики, аккомпанемент инструментальной музыки, сольное пение с элементами импровизации, чтение музыкального произведения с листа, исполнение его затем в оркестре или камерно. Самое важное в музыкальном образовании ребенка - это установка на формирование музыкального чувства, способности творить, импровизировать. Важно отметить, что приоритетную роль в эстетическом образовании П.П. Блонский отводил периоду дошкольного возраста. Основу музыкального воспитания в детском саду, по его мнению, должно составить народное творчество, так как именно народная культура является базисом социального развития детей.

      Большую роль в разработке теоретических положений музыкально-эстетической теории сыграл П.Ф. Каптерев. Он дал определение эстетическому воспитанию и эстетическому образованию. Их основным содержанием является развитие эстетического чувства, которое формируется на основе тесной взаимосвязи эстетического, нравственного, умственного воспитания с раннего детства. Первоначальным условием проявления эстетического чувства является развитие внешних органов чувств, поэтому взрослые должны заботиться о гигиене органов зрения и слуха ребенка, создавать ситуации их развития, а также определенную окружающую среду. 

      В эстетическом воспитании главным, с его точки зрения, можно считать музыку, природу, игру и развлечения. Музыкальные звуки привлекают внимание малыша, вызывают его ответную реакцию. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, ребенок учится видеть окружающий мир. Игра и развлечения удовлетворяют естественно органические и социально-культурные потребности ребенка. П.Ф. Каптерев дает следующие методические рекомендации: во-первых, для развития эстетических впечатлений важна постепенность, которая помогает возникновению в эстетическом чувстве различных элементов; во-вторых, необходимо расширить эстетический кругозор малыша за счет частых прогулок, игр, развлечений, чтения художественной литературы, рисования картин, общения с музыкой; в-третьих, должно быть соответствующим образом продумано руководство процессом эстетического воспитания, которое может осуществляться с «периода первого детства» и должно перейти в эстетическое образование в более старшем возрасте (в противном случае человек лишается возможности испытывать наиболее высокие и сложные формы чувствований).

      Таким образом, теория эстетического воспитания П.Ф. Каптерева построена на принципе комплексного подхода к развитию эстетических чувств ребенка, предполагает определенную систему и выделяет средства ее реализации на практике. Особое значение имеют его взгляды на детские игры и развлечения, которые служат своеобразным фундаментом для классификации детских игр в дошкольной педагогике.

     Итак, концепции выдающихся отечественных педагогов и психологов послужили основой для становления теории и методики музыкального воспитания и сегодня их идеи являются генераторами новых идей в дошкольной педагогике и нашли свое отражение в современных нормативно- правовых и дидактических материалах.