Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека.
Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М. И. Лисина):
- Внимание и интерес к другому.
- Эмоциональное отношение к другому.
- Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
- Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Еще один немаловажный критерий — содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность. Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.
Но наравне с этой сферой общения существует и другая — общение с: сверстниками. Важно понять отличия общения детей со взрослыми и со сверстниками.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
- Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно-мимических проявлений).
- Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
- Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
- Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
Общение:
со взрослым -оценка действий ребенка -передача новой информации |
со сверстником -управление действиями партнера -контроль действий другого -навязывание собственных образов -объект для сравнения |
Ребенок учится:
- говорить и делать как надо;
- слушать и понимать другого;
- выражать себя;
- управлять другими;
- вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из 3-х типов:
Эгоистическое:
- безразличие к другим;
- интересы сосредоточены на предметах;
- грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
- высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное (характерно для детей 3-5 лет как естественное):
- стремление к первенству во всем;
- знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
- другой — конкурент, которого нужно превзойти;
- стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»);
- завистливость, обидчивость.
Гуманное:
- другой как Человек;
- чувствительность к желаниям и интересам других;
- охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
Как учить общаться
Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.
Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей:
Способы взаимодействия
Организация совменстной предметной деятельности
-Ребенок состредотачивается на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет |
Формирование субъективного взаимодействия между детьми -Гуманныу чувства, чуткость к состоянию другого |
Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).
Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно- Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.
Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо:
- знать социометрический статус ребенка;
- индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
- как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).
Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно:
- снизить безапелляционность требований;
- ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
- увеличить число позитивных оценок;
- поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу;
- индивидуализировать общение;
- аргументировать требования;
- не давать ярлыков.
В повседневной жизни:
- направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
- формировать чувство общности, группы («секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга);
- снизить соревновательное начало;
- минимизировать предметность общения;
- учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).