Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Советы специалистов \ Страничка психолога \ Нестеренко Карина Борисовна \ В помощь педагогам \ Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни

      Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека.

      Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М. И. Лисина):

  1. Внимание и интерес к другому.
  2. Эмоциональное отношение к другому.
  3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
  4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.

      Еще один немаловажный критерий — содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность. Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.

      Но наравне с этой сферой общения существует и другая — общение с: сверстниками. Важно понять отличия общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:

  1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно-мимических проявлений).
  2. Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
  3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
  4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.

 

 Общение:

 

со взрослым

-оценка действий ребенка

-передача новой информации

со сверстником

-управление действиями партнера

-контроль действий другого

-навязывание собственных образов

-объект для сравнения

 Ребенок учится:

  • говорить и делать как надо;
  • слушать и понимать другого;
  • выражать себя;
  • управлять другими;
  • вступать в разнообразные отношения.

Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из 3-х типов:

Эгоистическое:

  • безразличие к другим;
  • интересы сосредоточены на предметах;
  • грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
  • высокомерная позиция по отношению к другим.

Конкурентное (характерно для детей 3-5 лет как естественное):

  • стремление к первенству во всем;
  • знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
  • другой — конкурент, которого нужно превзойти;
  • стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»);
  • завистливость, обидчивость.

Гуманное:

  • другой как Человек;
  • чувствительность к желаниям и интересам других;
  • охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.

Как учить общаться

Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.

Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей:

 

Способы взаимодействия

 

Организация совменстной предметной деятельности

 

-Ребенок состредотачивается на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет

Формирование субъективного взаимодействия между детьми

-Гуманныу чувства, чуткость к состоянию другого

 

      Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).

      Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно- Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.

      Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо:

  • знать социометрический статус ребенка;
  • индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
  • как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).

      Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно:

  • снизить безапелляционность требований;
  • ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
  • увеличить число позитивных оценок;
  • поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу;
  • индивидуализировать общение;
  • аргументировать требования;
  • не давать ярлыков.

В повседневной жизни:

  • направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
  • формировать чувство общности, группы («секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга);
  • снизить соревновательное начало;
  • минимизировать предметность общения;
  • учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).