Из опыта работы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Светлячок»
Конспект ОД
по исследовательской деятельности
для детей старшей группы
Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Абдуллаева Г.Г.
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить, самостоятельно находить характерные признаки осени; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; познакомить с природными особенностями осенних месяцев, закрепить умение соблюдать правила безопасности;
Развивающие: развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
Воспитательные: воспитать чувство симпатии к родной природе; продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября; календари погоды; репродукции картин; музыка для физкультминуток – «Листопад».
Предварительная работа: Беседа «Дары осени», игры «Что где растет», чтение отрывок из рассказа «Четыре художника» Г. Скребицкий и заучивание стихотворений об осени, наблюдение на прогулке «Деревья осенью», рассматривание иллюстрации по теме «Осень».
Планируемые результаты образовательной деятельности:
Проявление инициативы и самостоятельности в играх, общении, познавательно-исследовательской деятельности; проявление у детей желания общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности появление понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанные на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; желание получать большую информацию из книг по данной теме; проявление умения в творческом самовыражении.
Ход занятия:
Орг. момент:
-Ребята сейчас вы услышите сказку-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени идет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым краям».
-О каком времени года идет речь? (ответы детей).
-Что изменилось с приходом осени в лесу, на нашем участке. (Показ иллюстрации леса летом и осенью).
Основная часть
Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осенних месяцев…»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)
- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?
-Давайте рассмотрим осенние листья (разложить на стол в группе). Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёзка)
Воспитатель: Найдите лист березы.
-Как он называется? (березовый). Какого он цвета стал?
Любим мы красавицу березу за ее красоту и за пользу, которую она приносит. Из каждого дерево можно сделать мебель, стул скрипку? (Ответы детей). А нет! Каждое дерево особенно его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы делают прочную мебель, лыжи. А из прутьев метлу. Прут из прутьев после высыхания получается прочный.
-А знаете, почему у берез кора белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева в летний период
Березу используют и для отопления помещений. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.
-Отгадайте загадку:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Много, много желудей. (Дуб)
Дети. Дуб.
-Скажите, какой лист и какая кора у дуба в загадке?
(У дуба темная кора и вырезной лист.)
-А что растет на кончиках ветвей? (На ветках у дуба растут желуди).
Дуб живет очень долго. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы и не было. Из дуба изготавливают дубовый паркет.
Физкультминутка «Листопад»
Дети под музыку изображают падающие листочки.
- Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)
Мы – листочки,
Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)
Мы – осенние листочки.
Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)
Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок. (Приседают.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)
Воспитатель: Самые красивые листья кленовые.
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится,
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница?
Но они не только рыжие, т.е. оранжевые, но еще и другого цвета. Какого цвета кленовые листья становятся осенью?
- Посмотрите на этот лист. Как много маленьких листочков на одной веточке сидят. Это рябина.
Задание «Путаница»
В этой игре воспитатель показывает листья дуба и утверждает, что это березовый лист. Прикладываю желудь к листу клена, будто это плод клена. Дети должны заметить и исправить.
Подведение итого к занятию.
- Вам понравились листочки?
-Чем, по- вашему, отличается осень от лета? Ответы детей.
Родителям предлагаю дома сделать композицию из осенних листочков.
Список используемой литературы:
- 1. Е.А. Алябьева «Нескучная гимнастика» - М.: ТЦ Сфера, 20014 -144 с.
- 2. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 156с.
- 3. Н.Е.Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» -М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 -80с.
- 4. А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир!» методические рекомендации – М: БАЛАСС, 2006. -304с.
- 5. В.В.Гербова «Учусь говорить» М.: Просвещение, 2004. -159 с.
- 6. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» М.: ТЦ Сфера, 2004 -192 с.
- 7. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 -752 с.
- 8. В.А.Степанова «Листок на ладони» методическое пособие по проведению экскурсий – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 112с.
- 9. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» М.: ТЦ. Сфера, 2007. – 64 с.