Основы развития здорового образа жизни в дошкольном детстве
Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе как положительно влияющие, так и отрицательно влияющие на развитие его организма.
С ранних лет человек должен приобщаться к физической активности: утренняя гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры, активный отдых: прогулки, походы, путешествия - становятся альтернативой сидению возле телевизора, компьютера и других гаджетов.
С детства закладывается и основа дружбы человека с «верными друзьями»: солнцем, воздухом и водой. Водные процедуры, солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе должны быть правильно предложены ребенку для того, чтобы приобщить его к ЗОЖ. Особое место в дошкольном возрасте занимает воспитание гигиенических навыков, навыков личной гигиены. И здесь, педагоги ДОУ и родители должны выступать «единым фронтом». Но часто от родителей можно услышать замечания в адрес ребенка, что он обсыпался песком или «озеленил» одежду. Но как ребенку познавать мир, открывать его тайны? Стоять и просто смотреть по сторонам? Нет, только активно исследуя, но при этом, не подвергая свою жизнь опасностям - вот чему учим детей мы, педагоги. Стараться быть опрятными - нужно, но, это ни в коем случае не обозначает отказ от игр и исследований, которые могут привести к испачканной одежде. Помните строки детского стихотворения: «Пусть не сердятся родители, что измазались строители, потому, что мы с утра строим замок из песка», а любимый мальчишками (да и девчонками) футбол, а «Вышибалы» и «Классики»- разве они не могут привести детские вещи «к ссылке на дачу?». Но, что для ребенка лучше порой стремимся решить мы, взрослые, а не даем ребенку возможность определиться со своими интересами и стремлениями.
Правильное питание! Этот вопрос не однократно поднимался в беседах с родителями, обсуждался на родительских собраниях. Не секрет, что современные дети не приучены к творогу, неохотно едят рыбу, овощные блюда. А вот сосиски, пиццу, гамбургеры, картошку - фри едят с удовольствием. Основы правильного сбалансированного питания, информация о витаминах, о влиянии вредной еды на организм, развитие и физическое состояние, пищевые приоритеты, культура приема пищи – все это также закладывается в детском возрасте. Этикет… Конечно же, его можно выучить и в подростковом, освоить и в зрелом возрасте, но только, если ребенок знакомится с ним с раннего детства - это становится его сущностью, он соблюдает его не задумываясь: красиво сервирует стол, пользуется ножом и вилкой, салфеткой, тщательно пережевывает пищу, желает «приятного аппетита», говорит «спасибо» и др.
Для ребенка важным является и психологическое самочувствие, комфортность среды, положительные эмоции Задача педагогов создать такие условия в группе и вместе с родителями, обеспечить благоприятные условия, особенно для детей находящихся в режиме адаптации. Игровые зоны, зоны детской активности, творчества, уголки уединения способствуют этому направлению.
Поэтому нам, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно учитывать, что воспитание и образование должны строиться на активности самого ребенка, участии его в своем становлении. Мы стремимся заложить в детях понимание того, что здоровьесберегающее двигательное и гигиеническое поведение связано, прежде всего, с отношением к себе, но не может не включать и формирование навыков культуры поведения по отношению к окружающим .