Из опыта работы
Использование произведений фольклора в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
В работе с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении многих лет используются фольклорные произведения. Это позволяет не только развивать и воспитывать детей, но и приобщать их к истокам русского народного творчества.
В настоящее время этому вопросу уделяется большое значение. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие» в содержание которой входит задача - формирование у детей интереса к художественной литературе и фольклору.
«Фольклор» в переводе означает «народное знание», «народная мудрость». Ценность фольклора заключается в том, что знакомство с народными произведениями обогащает эмоциональную сферу, чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психологического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Педагог должен стремиться довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской национальной, в том числе и народной, культуры. Для этого лучше всего обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к малым формам фольклора, а затем к народным сказкам, а в более старшем возрасте к былинам и сказаниям. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
Цель: через произведения фольклорных жанров расширять представления детей об окружающем мире и способствовать их нравственному и художественно- эстетическому развитию.
Задачи:
- Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
- Использование фольклорного материала в образовательной деятельности.
- Широкое использование фольклора в режимных моментах (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, потешки и т. п.)
- Знакомство с русскими народными играми.
- Знакомство с традициями и бытом
Наши воспитанники начинают знакомиться с народным фольклором в первой младшей группе. Знакомство проходит через все виды детской деятельности: знакомство с литературными произведениями (слушание и заучивание песенок, потешек, считалочек, дразнилок, закличек и др., чтение, рассказывание, пересказ сказок; рисование, лепка, аппликационные работы, игровая деятельность, театрализованная деятельность, драматизация и тд.)
В настоящее время наблюдается тенденция, что детям все реже и реже поют колыбельные, читают сказки, играют в «Ладушки», «Гули- гули», «Сороку- ворону» и др. Более популярными в детской аудитории становятся мультфильмы и компьютерные игры. Сегодня, как никогда, нужно развивать у дошкольника интерес к чтению, формировать любовь к книгам и не дать забыть историю нашего народа и народный фольклор.
Определенную роль в решении этой проблемы играют литературные мини-музеи.
В группе совместно с детьми и родителями создан литературный мини – музей, посвященный русской народной сказке «Курочка Ряба». Планируется его расширение и использование других народных сказок.
Задачи музейной педагогики:
• приобщать детей к художественной литературе;
• воспитывать интерес и любовь к чтению книг;
• развивать литературную речь и знакомить с народным фольклором;
• развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников.
Здесь происходит слушание сказок, рисование знакомых персонажей, обсуждение различных ситуаций, игровые действия, театрализованные представления.
Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит именно здесь, где дети себя чувствуют в мире сказочных образов. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. На экскурсию в мини- музей приходят дети из других групп детского сада.
В группе отмечаются именины- дни рождения детей. Это небольшая игровая ситуация, где на столе - самовар, угощения, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои русских народных сказок, проводятся весёлые подвижные игры, пляски и хороводы. («Каравай», «Ходим кругом», «Ладушки» и др.)
Так же детям интересно знакомится с пословицами, поговорками, загадками, русскими народными песнями, игрой на деревянных ложках, погремушках, трещетках.
Народные праздники, такие как Осенняя ярмарка, Масленица, День Петра и Февронии всегда связаны с игрой и национальными традициями. Дети знакомятся с одеждой, русскими костюмами, головными уборами, павлово – посадскими платками. Народные промыслы так же входят в жизнь в раннем детстве. Это различные деревянные и глиняные игрушки, а особенно русская матрешка. В группе представлены различные виды русской матрешки: семеновская, полохово- майдановская и др. Русские народные подвижные игры развивают ловкость, быстроту, силу, внимание. В народные игры дети играют и в группе, и на улице.
Данное направление педагогической деятельности позволяет детям соприкоснуться с культурой русского народа, русским народным фольклором, учит ценить наследие прошлого, формирует нравственность, развивает интерес к истории своего народа, а также обогащает словарь, развивает литературную речь и познавательные способности детей.
Благодаря ознакомлению младших дошкольников с русским народным фольклором с уверенностью можно сказать, что фольклор, как народная мудрость не угаснет и даже для современных детей, с младенчества знакомых с «электронными» игрушками, остается интересным, красочным, ярким, эмоциональным способом познания окружающего мира.