Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

Музыка и развитие личности ребенка.

      Музыка сопровождает человека всю его жизнь. Начиная с маминой колыбельной, первыми песенками в детском саду, а в дальнейшем увлечением классической или народной музыкой, бардовской песней или современными роковыми или реповскими течениями. В настоящее время масса музыкальной аппаратуры и электронных носителей, из которых доносятся звуки музыки. Человека в наушниках, качающего в такт головой, можно встретить на улице, в транспорте, на отдыхе в парке, словом где угодно. Наша задача, как работников дошкольных организаций, познакомить детей с удивительным миром, который создают великие композиторы и талантливые авторы, заронить в детскую душу любовь к 7 нотам, способным сделать нашу жизнь более красочной и эмоциональной.

      Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений.

      Функции музыки разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка.

      Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т.д., носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.

      Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог хотя бы приблизительно сохранить в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного, непрерывно сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит картину или скульптуру, то содержание произведения (если оно доступно детскому пониманию) дойдет до него в основном целостно и сразу. Слушание музыкального произведения подчинено совершенно другим законам. Целостно оно может быть воспринято только тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития. Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы и восприятия звуков как музыки.

      Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Он воздает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.

      Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредотачивается на самой музыке, на ее выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика намузыкальное звучание (нравиться - не нравиться) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение», - пишет Б.В. Асафьев.

      В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление, т.е. способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков (восприятие мелодического образа), их комплексов (восприятие выразительности тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения (гармония, полифония и т.д.). Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и совершенствует способности к разносторонней умственной деятельности.

      Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления - его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т.е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.

      Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя не отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого сознания, которая является важнейшим фактором и формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения - народный певец или композитор. Переживая произведения, мы как бы принимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир. Наше познание о нем обогащается, потому что каждому истинному художнику присуща способность особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно. Без этого музыкант не мог быть творцом.

      Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты того или иного образа. Их глаза загораются, когда они слышат музыку марша, они улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского и т.д., то показывает, что дети почувствовали торжественный подъем в музыке марша, что до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его дает композитор.

      Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействиями на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.

      Спеть можно только ту мелодию, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества музыки. Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности. Краткие мелодические отрывки запоминаются, воспроизводятся в памяти и представляются лучше, чем отдельные тона. Чем больше анализаторов участвует в создании музыкальных представлений, тем эти представления крепче.

      Музыкальные ощущения и представления являются опорой понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления. Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения.

      Детям дошкольного возраста доступна самая легкая форма оперирования понятиями - сравнение. Здесь речь идет об использовании контрастности в существенных признаках двух понятий. Например, понятие mfусваивается путем сравнения понятий - р.и f. Таким же образом походят к определению различия в том, что имеет одинаковые признаки (например, один и тот же тон, взятый на рояле или спетый).

      Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память детей. Воспитатель может вызвать в сознании ребенка песни, напевая без слов мелодию каждой из них. При этом ребенок должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путем их сравнения. Сравнение осуществляется главным образом при помощи анализа и синтеза.

      Посредством анализа песня раскладывается на мотивы или законченные мелодическиеотрывки, а исполнение песни - на отдельные элементы исполнения (ритм, дыхание,интонация и т.д.). Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения.

      Сложным мыслительным процессом, который подводит итог общим признакам и особенностям музыкальных образов или явлений, служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. Например, сопоставление общих признаков музыкальных произведений приводит к пониманию жанра (народная песня, марш, танец и т.д.). Однако несомненно, что уже начальный музыкальный опыт ведет к каким-то обобщениям в этой области - дети начинают замечать характерность звуковых образов, различать восходящее и нисходящее движение мелодии и постепенно осознают звуковысотные и временные соотношения звуков.

       При этом вырабатывается умение сконцентрировать внимание, этот важный элемент в развитии мышления. При исполнении песни его опорой является слуховая, чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Мелодия строиться на единстве двух компонентов - движении звуков по высоте (мелодико-функциональные связи) и распределении звуков по времени (метроритмические связи). Решающим для запоминания мелодии являются функциональные связи звуков между собой. Простейшим мотивом, на котором мы формируем начало сознательного понимания музыкальных взаимосвязей, является мотив песни, метроритмическое движение, которое варьируется.

       В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения. В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психически процессы - сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона, критический контроль интеллекта. Например, это может быть ритмизация и мелодизация коротких призывов, вопросов и ответов, импровизирование последующих построений, а ответ на предложенные воспитателем предшествующие построения, а по мере развития детей - и создание несложных мелодий к текстам.

       Новые формы восприятия - это и новые формы интеллектуальной деятельности детей, для которой в целом характерно развитие некоторых специальных процессов анализа и синтеза при сохранении эмоциональности и образно - обобщающей функции музыкального сознания.

        Роль музыкального воспитания в формировании морального облика детей также значительна. Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.

      Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений, ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудовые поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости, любви к труду.

      Следует особенно отметить то значение, какое имеет в нравственном воспитании детей пение. Если ребенок поет песню с удовольствием, значит, ее содержание стало частицей его внутреннего мира, он ощутил и увидел особую красоту явлений окружающей его жизни, почувствовал в себе душевные силы, ищущие выхода в хорошем деле.

      Условия современности-урбанизация, развитие техники- вызывают недооценку, и даже пренебрежение вопросами эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведет к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и в итоге - к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление и обогащение эмоциональной сферы.

      В ходе музыкального воспитания выступают нераздельно и взаимосвязано процессы сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, которые отражаются и на исполнительской деятельности детей в пении, играх, плясках. В музыкальном воспитании интеллектуальная деятельность гармонично сочетается с эмоциональными переживаниями. Благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребенка